За последние сто лет в мире придуманы и изготовлены миллионы автомобилей. Машины разные — большие и маленькие, для перевозки людей и грузов и т.п. А существует ли классификация автомобилей по назначению и конструкции, по проходимости, по грузоподъемности или по по типу двигателя? Какие бывают автомобили. Система классификации автомобилей это закономерное следствие стремительного и расширяющегося парка транспортных средств. Чтобы автолюбители ориентировались разработано классифицирование машин по назначению, габаритам, типу кузова, объему двигателя и другим признакам. Классификация автомобилей (виды)— это разделение машин на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

Какие бывают автомобили. Классификация (виды) автомобилей по назначению и конструкции
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое предназначено для перевозки грузов, людей и выполнения специальных задач. Исходя из этого определения и выполняемых задач составлена система классификации автомобилей, которая и определяет какие бывают автомобили, их виды. Автомашины классифицируются по назначению на:
- пассажирские,
- грузовые,
- специальные.

Название говорит само за себя! Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — предназначены для перевозки грузов. А вот специальные автомобили перевозят только специальное оборудование, которое на них установлено. К этому классу машин относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.
Классификация пассажирских автомобилей. Виды
Какие бывают пассажирские автомобили. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, классифицируются как легковые. Свыше 8 человек — к автобусам.
Легковые машины. Классификация автомобилей по назначению и конструкции
Легковушки делятся на виды:
- Легковые автомобили по конструктивным схемам подразделяются на автомобили с классической компоновкой (переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса), переднеприводные (переднее расположение двигателя и передние ведущие колеса) и с задним расположением двигателя.
- По типу кузова они могут быть выполнены в виде купе (двухдверная модель), седана (четырехдверная модель), универсала (пяти-, реже трехдверная модель с расположением одной двери сзади), лимузина (с внутренней перегородкой), кабриолета (с открывающимся верхом), фаэтона (со снимающимся верхом и боковинами дверей) и др.
- По размерности легковые автомобили делятся на пять классов: особо малые, малые, средние, большие, особо большие.
- По виду перевозок легковые машины распределяются на автомобили общего пользования (такси), ведомственные, автомобилями личного пользования и прокатными.
- По типу применяемого двигателя автомобили подразделяются на автомобили с карбюраторными двигателями, работающими на бензине; с дизельными двигателями; с двигателями, работающими на газе, и на автомобили с газотурбинными и электрическими двигателями.
- По проходимости автомобили могут быть дорожного исполнения (с ограниченной проходимостью) для движения по дорогам, а также повышенной и высокой проходимости (для работы в тяжелых дорожных условиях и при относительном бездорожье).
Автобусы. Система классификации автомобилей

Пассажирские автобусы так же классифицируются по назначению и конструкции:
- По назначению: общего пользования и ведомственные. Ведомственные автобусы предназначены служебных нужд и специальных целей – санитарные автомобили, киноустановки, передвижные библиотеки и т.д.
- По вместимости, выраженной числом пассажирских мест.
- По типу кузова: капотные и вагонные.
- По количеству этажей пассажирского помещения: одно-, полутора-, двухэтажные автобусы.
- По числу салонов кузова автобусов: обычные (с одним салоном), с прицепом, сочлененные.
- По типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные автобусы.
- По расположению двигателя: спереди, сзади, под полом автобуса.
Классификация машин для перевозки грузов
Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными.

Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз — предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.
Прицепы для грузовых автомобилей

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.
Прицеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль. Для соединения с автомобилем – тягачом прицепы имеют дышло. Дышло соединяют с тягачом при помощи тягово-сцепного устройства (ТСУ). Тягово-сцепные устройства могут иметь различную конструкцию.
Полуприцеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль. Полуприцепы оборудуются опорной площадкой, в центре которой располагается шкворень, который входит в пазы захватов опорно-сцепного устройства тягача.
Прицеп-роспуск — это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины. Прицеп-роспуск применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля-тягача, поддерживаются прицепом-роспуском.
Буксировка прицепов
Автомобиль, буксирующий прицеп, полуприцеп или прицеп-роспуск, называется тягачом.

Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа, оборудуется опорно-сцепным устройством (другое название седельно-сцепное устройство или просто седло) и называется
седельным тягачом.
Состав транспортных средств, состоящий из тягача и буксируемого им одного, двух или нескольких прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков), называется автопоездом
(автомобильным поездом).
Грузовые прицепы и полуприцепы, так же, как и грузовые автомобили, могут быть общего назначения и специализированными.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.